Тонзиллит у ребенка

Хронический тонзиллит у детей

Хронический тонзиллит - это хроническое воспаление небных миндалин.
  Небные миндалины ( гланды ) наряду с другими лимфоидными образованиями глотки, в том числе аденоидами, выполняют защитную функцию организма и, являясь как бы "стражами его ворот", принимают на себя влияние патогенной флоры и других вредных факторов внешнего воздействия, попадающих в организм с пищей, водой, вдыхаемым воздухом.

Расположение и строение небных миндалин

Небные миндалины находятся на боковых стенках глотки, с двух сторон ограничены дужками. Вся миндалина содержит до двух десятков крипт и пронизана целой системой сообщающихся ходов, которые открываются в ротовую полость (это лакуны). Именно здесь, в криптах, формируется первичный иммунный ответ с выработкой лимфоцитов и биологически активных веществ для обезвреживания патогенов.
  Наиболее часто хронический тонзиллит начинается после перенесенной ангины или какого-то острого состояния глотки (поэтому могут быть и безангинные формы). При хроническом тонзиллите на миндалинах обнаруживается до нескольких десятков сочетаний различных микробов, но в глубине лакун чаще всего встречается монофлора: различные формы стрептококка, стафилококк, нередко аденовирусы.
  Возникновению хронического тонзиллита способствуют анатомические особенности: глубокие ветвящиеся лакуны миндалин, прикрытие небных миндалин дужками (что, кстати, передается по наследству), а также общее состояние реактивности организма (иммунитет).

К чему же приводит хронический тонзиллит?

Мало того, что страдает защита организма, но и сами миндалины становятся очагом инфекции, способным обостриться при снижении сопротивляемости организма на фоне любой инфекции, в том числе вирусной, на фоне психо-эмоциональных перегрузок или переохлаждения. Тяжесть течения процесса напрямую связана с патогенной флорой, живущей в миндалинах. Так наиболее тяжелые и опасные осложнения возникают при стрептококковой природе заболевания.
  Стрептококк не задерживается биологическим барьером и появляется в отдаленных органах и системах после перенесенной ангины или обострения хронического тонзиллита. И именно стрептококк является причиной развития ревматизма, нефрита, инфекционного полиартрита, эндокардита.
  Стафилококк и вирусы не проходят через биологический барьер и приводят к воспалению регионарных лимфоузлов или развитию паратонзиллярного абсцесса. Длительность воспалительного процеса в миндалинах может приводить, как к местным изменениям (рубцевание миндаликовой ткани, сужение устьев лакун с нарушением их дренажа и образованием пробок, образование кист, спайки миндалин с дужками, что еще более усугубляет течение хронического процесса), так и стать причиной аллергизации и инфицирования всего организма.

На основании чего можно заподозрить хронический тонзиллит?

• Непостоянные или частые боли в горле различной интенсивности
  • повторяющиеся ангинны
  • увеличение зачелюстных лимфоузлов
  • сплевывание пробок бело-желтого цвета с неприятным запахом
  • длительная или непостоянная субфебрильная температура (37,0-37,5)
  • летучие боли в суставах при острых респераторных заболеваниях
  • Существует два метода лечения хронического тонзиллита

• консервативное лечение хронического тонзиллита
  • хирургическое лечение хронического тонзиллита

•    Консервативное лечение хронического тонзиллита требует длительности и сестематичности и включает в себя курсы промывания миндалин сезонно, ФТЛ, иммунную, общеукрепляющую, и по показанию антибактериальную терапию.
      О необходимости хирургического лечения хронического тонзиллита (удаление миндалин) решает врач с учетом иммунологического исследования миндалин при неэффективности консервативного лечения и высоком риске развития осложнений.
      Профилактика обострений хронического тонзиллита это не только лечение самих миндалин и повышение сопротивляемости организма, но и лечение других хронических очагов инфекции, таких как: аденоидиты, кариозные зубы, заболевания придаточных пазух носа.

Пациенты, страдающие хроническим тонзиллитом, должны находиться под диспансерным наблюдением ЛОР-врача с проведением всех лечебно-профилактических мероприятий. И только при отсутствии обострений в течение 2-х лет, могут быть сняты с активного наблюдения.