Течение рахита у детей

Варианты течения рахита

Выделяют острое, подострое и рецидивирующее течение рахита.

Острое течение рахита

Наблюдается преимущественно у детей первого полугодия жизни. Особенно остро протекает рахит у недоношенных, у детей с избыточной массой тела и у детей, которые не получали витамин Д с профилактической целью.
  На рентгенограммах длинных трубчатых костей в период разгара рахита выявляются значительный остеопороз, бокаловидные расширения метафизов, размытость и нечёткость зон обызвествления, иногда поднадкостничные переломы по типу "зелёной веточки".
  При биохимическом исследовании в сыворотке крови определяются - гипофосфатемия, нормокальциемия или умеренная гипокальциемия, высокий уровень щелочной фосфатазы и паратгормона.

Подострое течение рахита

Подострое течение рахита характеризуется более медленным развитием симптомов заболевания, слабо выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями, преобладанием остеоидной гиперплазии над остеомаляцией и не резкими отклонениями биохимических показателей.
  Такое течение рахита наблюдается у больных с гипотрофией, паратрофией, у детей, находящихся на естественном вскармливании, получающих адаптированные молочные смеси или
препараты витамина Д.
  Подострое течение рахита обычно возникает у детей старше 6 месяцев, чаще на втором году жизни.
  При подостром течении рахита вследствие гиперплазии остеоидной ткани увеличиваются лобные и теменные бугры, появляются утолщения в месте перехода костной части рёбер в хрящевую ("чётки"), в области запястьев ("браслеты" и межфаланговых суставов пальцев ("нити жемчуга"). В крови - умеренная гипофосфатемия, незначительное повышение щелочной фосфатазы на фоне нормального уровня фосфора.

Период реконвалесценции

Характеризуется обратным развитием симптомов рахита. Улучшается общее состояние, исчезают невротические и вегетативные расстройства, кости черепа уплотняются, исчезает краниотабес. Начинают восстанавливаться статические функции, хотя мышечная гипотония и деформация скелета ещё длительно сохраняются.
  На рентгенограммах трубчатых костей в области метафизов появляется репаративная зона в виде тёмной полоски.
  Уровень фосфора в сыворотке крови повышается до нормальных показателей, а показатель щелочной фосфатазы постепенно снижается, может наблюдаться небольшая гипокальциемия, кислотно-щелочное равновесие сдвигается в сторону алкалоза.