Вирусный гепатит В течение, лечение, диагностика

Вирусный гепатит B

С 1942 года вспышки сывороточного гепатита стали регулярно регистрироваться после массовых прививок воинских контингентов против желтой лихорадки.
  Уже в то время гепатит по путям заражения строго разделяли на два типа: - передающийся фекально-оральным путем, и гепатит, передающийся парэнтерально, при контактах с кровью человека и ее производными.
  В 1965 году B. Blumberg обнаружил в крови новорожденного в Австралии ранее неизвестный антиген, который реагировал с сывороткой больного гемофилией. В последствии существование этого антигена было подтверждено другими исследователями и он получил название австралийского антигена, а теперь обозначается как HBsAg и соответствует поверхностному антигену вируса гепатита В.
  За это открытие Baruch Blumberg был награжден Нобелевской премией.
  Собственно вирус впервые обнаружила другая исследовательская группа под руководством Dana в 1970 году, когда в электронном микроскопе изучалась кровь носителей австралийского антигена и были найдены вирусные частички длиной 22 - 42 нм. Первоначально их называли частичками Дейна (Dana).
  Вирус гепатита В (ВГВ) принадлежит к семейству Hepadnoviridae. Это округлый вирус, геном которого окружен двойной оболочкой.
  Геном представляет собой ДНК, состоящую из двух цепочек, одна из которых приблизительно на треть короче второй.
  ДНК вируса и фермент - ДНК полимераза - окружены белковой оболочкой, которая рассматривается как ядерный антиген (HBcoreAg, HBcAg). HBcAg находится исключительно в печени, но его растворимую часть можно обнаружить в крови. Эта производная ядерного  антигена частичка называется HBeAg.
  Наличие в крови больного HBeAg указывает на активное размножение (репликацию) вирусов.
  Напротив, появление антител (анти-HBe) к HBeAg свидетельствует о прогностически благоприятных изменениях в течение болезни, отражая снижение активности вирусной репликации и успешного удаления клетками иммунной системы гепатоцитов, содержащих эти вирусы.
  Вторая, внешняя оболочка представляет собой уже упомянутый выше поверхностный антиген (HBsAg).
  ВГВ обладает способностью фиксироваться на поверхности печеночных клеток.
  Попав внутрь, вирус начинает очень быстро и активно размножаться, высвобождая в большом количестве HBsAg.
  HBsAg можно увидеть в электронном микроскопе при исследовании крови больного в виде тубулярных и сферических вирусных структур.
  В процессе репликации важное место принадлежит ферментам ВГВ: ДНК-полимеразе и вирусной обратной транскриптазе. ВГВ, также как вирус гепатита А, непосредственно не повреждает гепатоциты. Однако расположенные на наружной мембране печеночных клетках антигены вируса активизируют цитотоксические Т-лимфоциты человека и именно эти клетки повреждают гепатоциты.
  Состояние местного клеточного иммунитета играют определяющую роль в исходе инфекционного процесса: полной элиминации вируса или его сохранении с переходом в хроническую форму инфекции.
  В нейтрализации вируса решающее значение принадлежит антителам, образующимся к поверхностному антигену (HВsAb) и белкам пре-S1 и пре-S2 внешней оболочки вируса.

Мутации вируса гепатита В.

ВГВ часто подвержен мутациям. Последствия мутаций относительно их влияния на распространение инфекции, характер ее течения и эффективность терапии изучены еще недостаточно. Детально выяснено значение только некоторых изменений в геноме вируса гепатита В.
  В частности, описан гепатит В, при котором у больных не выявляется HBeAg, но при этом определяется высокая концентрация вируса в сыворотке крови больного.

Вирусный гепатит B пути заражения

Распространенность ВГВ существенно колеблется в различных регионах мира. О высокой заболеваемости среди детей сообщают из стран юго-восточной Азии, Китая, Тайваня, африканских стран, некоторых стран Европы, таких как Болгарии, Польши, Румынии, Чехии и СНГ.
  Для детей в странах с высоким уровнем заболеваемости основным путем передачи является вертикальный от матери к ребенку во время беременности, родов или во время грудного вскармливания и ухода за новорожденным (перинатальное заражение).
  В развитых странах, например, в США и Германии распространенность вирусного гепатита среди детей не превышает 1%.

Перинатальная передача.

Особенно высокий риск заражения плода имеется тогда, когда мать ребенка с хроническим вирусным гепатитом В является носительницей HBeAg или при остром гепатите В, если заболевание возникло в третьем триместре беременности. Например, D. Reinhart (2002) приводит в качестве сравнения следующие цифры: если мать является носителем HBsAg, но не имеет HBeAg, то риск передачи вируса гепатита В для ее ребенка составляет 20%, тогда как риск заражения плода, при рождении от матери, имеющей оба антигена, достигает 90%.   В развивающихся странах обычно эти показатели еще выше. Так Tetanye E. et al. из Камеруна (2004) наблюдали передачу ВГВ от HBsAg(+) и HBeAg(-) матерей новорожденным значительно чаще - в 83,3%.
 Прогностически неблагоприятными факторами, которые указывают на высокий риск перинатальной передачи, являются обнаружение ДНК вируса.

Вирусный гепатит B клинические проявления

Течение HBeAg-негативного гепатита В часто неблагоприятное, наблюдается плохие результаты при лечении интерфероном, чаще возникает молниеносная форма с развитием острой печеночной недостаточности, при которой имеется высокая вероятность летального исхода болезни.
  Мутация при данном варианте возникает в области пре-HBcAg (нуклеотид G заменен нуклеотидом А в позиции 1896).
  В некоторых исследованиях было показано, что подобная мутация чаще возникает у генотипа А, тогда как при гепатите В, обусловленным генотипом В в основном встречается HBeAg-позитивный вариант (17).
  Другая значимая мутация, возникающая в структуре поверхностного антигена, ведет к тому, что вакцинация против вируса гепатита В не защищает от заражения таким мутантом.