У ребенка запор

Что такое запор статья для родителей

На прием к врачу-педиатру часто обращаются дети разных возрастов с жалобами на запоры.
  По данным статистики, это одна из наиболее распространенных проблем со стороны желудочно-кишечного тракта.
  Если задержкой стула страдают маленькие дети,особенно груднички, у родителей это вызывает особое беспокойство. Прежде чем говорить о патологии, следует представлять, как часто должен быть стул у ребенка в норме.

Частота стула у детей 1- го года жизни у здорового ребенка:

• Первое полугодие - 5-6 раз в день (при естественном вскармливании)
  • После 6 месяцев - в среднем 2-3 раза в день (при естественном вскармливании)
  • Первое полугодие - 3-4 раза в день (при искусственном вскармливании)
  • После 6 месяцев - в среднем 1-2 раза в день (при искусственном вскармливании)

Что следует считать запором?

Запор (constipation) - дисфункция кишечника, сопровождающаяся увеличением промежутков времени между актами дефекации по сравнению с нормой. Истинным запором считается отсутствие стула в течение 24-32-48 часов. Самостоятельное опорожнение кишечника, но сопровождающаяся сильным натуживанием, беспокойством - также следует считать патологией.
      Причины несвоевременного опорожнения кишечника очень разнообразны. В некоторых случаях (не более 5%) может быть выявлена врожденная патология толстой кишки. Такие дети нуждаются в обязательном обследовании и лечении в стационаре.

Намного чаще встречаются, так называемые "функциональные" запоры, обусловленные следующими причинами (перечислим некоторые из них):
  • Неправильный режим питания матери и/или ребенка
  • Неправильное приготовление смеси (восстановление смеси с меньшим количеством воды).Принципиально неправильный выбор смеси.
  • Перинатальные повреждения нервной системы
  • Пищевая аллергия
  • Рахит
  • Прием препаратов железа, кальция, антибиотиков, гипервитаминоз Д и др.)
  • Эндокринные заболевания (гипотириоз, гиперпаратириоз, сахарный диабет и др.)
  • Воспалительные желудочно-кишечного тракта (инфекционные и неинфекционные)
  • Глистные инвазии
  • Лямблиоз кишечника
  • Кишечный дисбактериоз   Разобраться в многообразии патологических факторов и установить основную причину (соответственно и правильное лечение) поможет врач. Попытки самолечения часто приводят к дополнительным проблемам со здоровьем ребенка.
     Однако алиментарная коррекция (иными словами, диета) показана практически всем пациентам, имеющим проблемы со стулом. Так, в Великобритании, где синдромом констипации страдают около 50% населения, появилась пословица, подчеркивающая роль диетических рекомендаций:

An apple a day keep a doctor away (Яблоко в день, доктор за плетень)

Конечно, не стоит это воспринимать как руководство к лечению вашего ребенка.
    Помимо ряда овощей и фруктов, для нормализации стула мы рекомендуем детское молоко с лактулозой (если у ребенка нет аллергии на молоко), чернослив, зелень и другие продукты.
    Индивидуальную диету и лечение мы сможем подобрать после расспроса истории болезни ребенка, осмотра, проведения ряда исследований.

Будем рады помочь вам!