Краниостеноз у ребенка

Корень Людмила Ивановна

Краниостеноз что это?

Краниостеноз—ранее зарастание одного и нескольких швов черепа , при этом голова ребенка может деформироваться, медленно расти или совсем перестать расти .

Какие симптомы краниостеноза?

О раннем зарастании всех швов черепа можно говорить, если рано закрылся большой родничок. Если преждевременно зарастают 2 и более швов и если есть сопутствующее расширение желудочков головного мозга, большой родничок может быть не закрытымдо года. При краниостенозе форма черепа при этом зависит от того какие (или какой шов) преждевременно зарастаю, при этом происходит непропорциональный рост черепа.
Так как мозг малыша растет вместе с черепом, то деформация черепа или замедленный рост черепа приводит к сдавлению и повреждению головного мозга, в результате повышения внутричерепного давления. По мере роста ребёнка, а соответственно, усугубления заболевания, появляются другие симптомы заболевания, связанные повышенным внутричерепным давлением: головные боли, тошнота, рвота, отставание ребёнка в психомоторном развитии( или утратой уже приобретённых навыков), ухудшение зрения вплоть до слепоты.

На что следует обратить внимание родителям

• Необычная форма головы ребёнка
  • Несоответствие темпов роста окружности головы, ребенка возрастной норме
  • Раннее зарастание большого родничка (до года)
  • Плохой сон, беспокойство ребёнка, ухудшение состояния ребёнка при перемене погоды
  • срыгивание, отставание в психомоторном развитии
  • Можно ли вылечить краниостеноз?

Головной мозг активнее всего растет до 2-х лет. К двум годам ребенка его мозг уже имеет 90% объёма взрослого. Потому предотвратить необратимые повреждения мозга можно только при раннем оперативном вмешательства. На сегодня эти операции настолько отработаны, что у пациентов после операции почти никогда не наблюдается осложнений. Чем раньше диагностирован краниосиностоз у ребенка, тем больше шансов на успешный исход операции, лучше косметический результат (вид лица и черепа). Если заболевание диагностировано поздно, и ребенку проводят операцию после 3 лет, то почти нет шансов, что улучшатся зрение и ребенок сможет догнать сверстников по физическому и интелектуальному развитию.

Есть ли другие причины изменения формы головы у малышей?

Изменение формы головы у ребенка возникают не только от раннего закрытия швов. Наиболее частый пример такой деформации черепа – позиционнаяплагиоцефалия. Она возникает из-за ограничения двигательной активности малыша по различным причинам, потому что голова повернута в одну или другую сторону. Причина такого состояния может быть кривошея или дистонические расстройстваи. При позиционной плагицефалии ребёнок не нуждается в хирургической операции. Лечение – только консервативное. Краниосиностоз следует отличать от микроцефалии. Для нее также типично преждевременное закрытие родничков и швов черепа. При микроцефалии нет признаков увеличения внутричерепного давления. Отставание психомоторного развития у детей с микроцефалией возникает раньше и всегда намного тяжелеечем при краниостенозе. При микроцефалии проведение оперативного лечения не показано.

Что делать, если у моего ребенка краниостеноз?

При подозрении на краниостеноз необходимо обратиться на консультацию к нейрохирургу. Для подтверждения диагноза ребенку назначат необходимые обследования ( компьютерную томографию головного мозга и костей черепа с 3-мерным моделированием изображения костей свода черепа и лица и др.) и консультации смежных специалистов (окулиста, челюстно-лицевого хирурга) при необходимости. При подтверждении диагноза, ребёнку будет дано направление на госпитализацию в специализированное нейрохирургическое отделение.

По вопросам краниостеноза Вы можете получить консультацию в поликлинике при детской больнице №5 в Санкт-Петербурге.
    Консультация возможна по направлению ОМС (бесплатно) или на хозрасчетной основе.
    При необходимости оперативного лечения, ребенок госпитализируется в нейрохирургическое отделение ДГБ№5 им. Филатова.
    Прием ведет нейрохирург

детскому неврологу